четверг, 24 января 2013 г.

РосСИйские реалии. Чего ожидать в будущем?

   

 

Умом Россию не понять, 

Аршином общим не измерить: 

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. ( Ф.Тютчев )

     Конечно, эти знаменитые слова - не результат научного исследования, доказывающего,
что "загадочная русская душа" - нелогичная и не поддающаяся рациональному анализу, действительно существует. Всё-таки, это - поэзия, выражающая, в первую очередь, чувства.
      Но так сложилось, что "у нас" -  и правда, многое не так, как "у них". И мне кажется, что даже  российская организация Свидетелей Иеговы развивается по-особенному, иначе, чем большинство подобных ей "за бугром".  
      Отчёт о всемирной деятельности СИ показал, что за 2012 год количество "возвещателей" увеличилось на 1,9%, что на 0,5% ниже, чем прирост в предыдущем году.ссылка 
      В России же прирост оказался даже меньше, чем общемировой - всего 1%.
      Учитывая, что проповедь СИ идёт полным ходом в нашей стране лет 20-ть - гораздо меньший срок, чем в большинстве стран мира, можно сделать вывод: "росСИйские"  довольно быстро выработали свой ресурс. Для иллюстрации: сравним росСИйскую динамику роста с таковой в США и, например, в весьма богатой "овцами" Мексике.
      Россия, как отдельная страна, впервые появилась в годовом отчёте СИ за 1996 год. На тот момент в нашей стране один СИ приходился на 2217 россиян. В США это соотношение тогда было 1:271, в Мексике - 1:197. Как выглядит динамика роста СИ в этих странах с того времени?
                                1996         2000        2004        2008        2012
           Россия     -    31%           7%          5%           2%          1%
           США       -      1%            0             0              2%          1%
           Мексика  -     8%           2%          5%           3%           3% 
      Что мы видим? Несмотря на то, что на родине "теократии" и у их "амигос" по ту сторону границы деятельность ведётся намного дольше, а процент "овец" среди местного населения весьма высок, рост в этих странах всё же есть и он относительно стабильный. В России же динамика роста стремительно упала за последние 15 лет. Чем же отличаются росСИйские условия от таковых в Штатах, или на родине сомбреро и текилы?
      Мне кажется, есть причины, из-за которых Свидетелям Иеговы в России в будущем придётся особенно тяжело, что является поводом посочувствовать рядовым членам организации. Попытаюсь их перечислить. Начну с причин внешних...
      Внешние причины.
1. Православие и нерелигиозность.
      Если россиянин верующий, то он, скорее всего, отождествляет себя с православием ссылка, которому традиционно свойственно настороженное отношение к Западу и его влиянию. СИ - в сознании таких россиян - религия не просто "западная", а пришедшая из Америки, что, по их мнению, особенно настораживает, учитывая популярные ныне антиамериканские настроения.
      С другой стороны, семьдесят лет Советской власти привели к тому, что Россия - гораздо менее религиозная страна, чем те же США. И для многих представителей старшего поколения религия, вообще, штука сомнительная, а уж пришедшая со стороны некогда врага №1 - сомнительна вдвойне.
2.Уровень жизни по отношению к уровню образования. 
       Я не специалист, но мне кажется, что в России разрыв между уровнем образования и уровнем жизни - один из самых высоких в мире. Выше, чем в упомянутой Мексике, уж точно.
Поэтому, согласно разным исследованиям, россияне ощущают себя более несчастными, чем представители большинства стран. ссылка  Образование рождает более высокие запросы и это естественно. И если человек не в состоянии их удовлетворять, он не может чувствовать себя счастливым. Как это касается Свидетелей Иеговы?
       Большинство "росСИйских" трудно обрадовать тем, чему могут порадоваться их братья из Африки, когда "изучение Библии" со Свидетелями учит их читать, писать, одевает в костюм с галстуком и повышает шансы на получение работы из-за приобретённой грамотности. Там -  низкие запросы, которые членство в организации в состоянии удовлетворить. В России же дело обстоит ровно наоборот. Так как идеология СИ отрицательно относится к высшему образованию, ко многим видам профессиональной деятельности, к сверхурочной работе, к частым командировкам и поощряет к постоянному размышлению о том,"как бы работать поменьше, да проповедовать побольше" - человек, становящийся СИ, рискует стать менее востребованным на рынке труда и  заметно понизить свой уровень жизни. Я знаю немало СИ, которые имея высшее или средне-специальное образование, устраивались на работу,  подразумевающую неквалифицированный и, следовательно, низкооплачиваемый труд как раз по "идеологическим" соображениям. Кто-то бросал институт, кто-то отказывался в него поступать всё по тем же причинам. В итоге, через определённое время люди чувствовали истощение сил, подрывали здоровье, ощущали собственную нереализованность, в которой боялись признаться самим себе, потому что думать о самореализации - признак неблагонадёжности. Ведь "твоя жизнь" должна быть подчинена исключительно интересам организации. Как результат всего этого - комплекс вины и возможная депрессия. Нередко дети СИ, видя, какое порой жалкое существование приходится влачить некоторым в собрании ( при этом на каждом шагу восклицая о том, насколько же счастливы "истинные христиане") просто решают не избирать для себя подобный путь.
     В развитых же странах этот фактор нивелируется высоким уровнем социального обеспечения. Можно устроиться на неполный рабочий день и жить довольно неплохо, можно два месяца поработать и на остальные десять - махнуть проповедовать в другую местность. Можно путешествовать или просто бездельничать, отвлекаясь от рутины "теократии", сохраняя при этом неплохое качество жизни.
     Как-то раз к одному районному надзирателю, норвежцу, служащему в моём городе, Волгограде, приехал погостить друг из его родного собрания. На "чаепитии" местные СИ стали расспрашивать его о жизни. Выяснилось, что представитель страны фьордов работает неполный рабочий день. "Ты, наверное, служишь пионером, брат?", - с надеждой спросили "наши". Оказалось, "норвежский брат" проповедует всего лишь часов 10-ть в месяц, а в отпуске больше всего любит не проповедь в скандинавских посёлках, а катание на лыжах. Местный старейшина не удержался посоветовать райнаду, чтобы тот больше не приглашал сюда своего соотечественника. "Он нам тут всю молодёжь развратит!", - гласил его вердикт.
      Итак, образованность и, как следствие, более высокие амбиции - с одной стороны. И трудность в их удовлетворении в рамках идеологии СИ и уровня жизни нашей страны - с другой, делают настоящее и будущее Свидетелей в России далеко не радужным. На мой взгляд...
3. Бурное развитие Интернета.
      Это, конечно, наиглавнейшая проблема СИ не только в России, но и в любой другой стране. Открытость и доступность информации - самая большая опасность для СИстемы. Они растут сумасшедшими темпами ссылка И не видно способов, при помощи которых СИстема могла бы им противостоять.
4. Относительно невысокий уровень иммиграции.
     Иммигранты - "свежая кровь" для собраний СИ в развитых странах. А в Россию люди едут менее охотно, чем в Европу или США. ссылка Новички - это энтузиазм, радость, эйфория, ревность, активность, идейность, которые зачастую основаны на свежести впечатлений, наивности и неосведомлённости. Всё это чувствовалось в собраниях СИ в 90-е годы. Сейчас новичков мало. Согласно отчёту за 2012 год каждое собрание за год обзавелось в среднем двумя-тремя новокрещёнными. Неудивительно, что застойная атмосфера становится в росСИйских собраниях всё очевиднее.
      В этом посте я привёл причины трудностей для СИ в России, которые можно назвать "внешними". О "внутренних" хотелось бы поговорить в следующий раз...

        

11 комментариев:

  1. Касательно работы - вы абсолютно правы. Я, ещё будучи "изучающим", был вынужден работать на должности с нестабильным и невысоким заработком. Искал прежде царство. Не оставлял совместных встреч и т.д И это при том, что у меня четверо детей. Таскались всей семьёй на все встречи и в любую погоду. Признаюсь, до недавнего времени я серьёзно подумывал о возобновлении изучения. Возвещателем я не был, не крещён, а вот жена крестилась в 2010 году. Буквально на прошлой неделе случайно наткнулся на ваш сайт. Прочитал одну-две статьи, посмотрел видеообращение. Потом стал думать, а почему нельзя читать статьи людей вышедших из организации? Все ли отступники от истины и что есть истина? Все "отступники" лжецы, обливающие грязью непорочных СИ? Почему СИ постоянно компрометируют всех и вся? Действительно ли ничего не скрывают или только говорят так? Почему нет в свободном доступе старых публикаций СБ? У меня есть электронная библиотека 2011, там самый ранний выпуск от 86 года! Почему-бы не собрать и перевести полную библиотеку? Ещё есть масса вопросов, но ответы СИ знаю наперёд. Хотелось сказать автору большое спасибо за блог. Его ценность неоспорима. Я живой тому пример.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Признаки тоталитарного общества(wiki):
      1.Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.(учения "верного и мудрого раба")
      2.Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.(руководящий совет и подчиненные ему служебный и юридический комитеты)
      3.Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.(сообщать о своих и чужих грехах старейшинам)
      4.Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.(любой, кто не согласен с учением СБ- отступник)
      5.Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.(нет высшему образованию;вся информация не от ВиМР- от сатаны, за чтение- выговор, за поддержку и распространение- лишение общения)
      6.Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.(применение СБ методов массового контроля сознанием в публикациях)
      7.Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).(все христианские конфессии, в т.ч и бывшие до СБ- Вавилон Великий. новый мир не имеет ничего общего с системой сатаны, прежде всего дела царства)
      8.Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.(судовые комитеты за закрытыми дверьми и отсутствие обьяснений публичности причин дисциплинарных мер)
      9.Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.(запрещение изучения и обсуждения Писаний отдельно от встреч собрания, изучения библейских языков)
      10. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.(организация- все, человек- ничего)

      Удалить
    2. Спасибо, Andalexei! Ваша история очень любопытна...То есть, вы, ещё не будучи СИ, шли на жертвы ради Царст...точнее - организации? Интересно узнать, что было вашим основным мотивом?

      По поводу отсутствия старых публикаций в открытом доступе напомню цитату из "1984"Дж.Оруэлла:"Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее..."

      Удалить
    3. Сергей, моим мотивом была убеждённость в истинности преподносимой мне информации. На мою беду я изучал со старейшиной и надзирателем ШТС нашего собрания. С ним же я и работал. Не трудно себе представить какому психологическому и идеологическому прессу я был подвержен. Кроме того, я не чувствовал никакого противодействия, ведь изучала вся наша семья - дети, жена. Интернета у нас тогда не было и единственным источником информации для меня были журналы ОСБ, публичные речи и логичные, как мне казалось, доводы моего "учителя", очень, кстати, хорошего человека. Хотя первая крупица сомнений в логичности учения была заложена до появления интернета, об опасности которого часто можно услышать на собраниях СИ. Я тогда обратился с просьбой записаться на школу ТС. Но вот беда, у меня не было костюма и даже просто пиджака. Напишите об этом пожалуйста, интересная статья получится. Вы бы видели моё тогдашнее состояние. Глубочайшая депрессия. Пропал сон и аппетит. Таких эмоциональных страданий я не испытывал никогда. Не понимал тогда и не понимаю сейчас, зачем? Без пиджака я для Бога менее привлекателен? Мне привезли 2 пиджака и один костюм, я был записан в школу, стал выступать. Крупицы сомнений были задавлены на корню безмерным счастьем. Ещё бы! Ведь следующий шаг - некрещёный возвещатель, а там, не за горами и само крещение! Вот такое влияние на меня оказал информационный вакуум. Слава интернету! :-)

      Удалить
    4. Вы имеете в виду, чтобы я написал статью по поводу существования "дресс-кода" у Свидетелей?

      Удалить
    5. Да Сергей, именно об этом. Ведь я не единственный кто не понимает данного руководства в отношении мужчин СИ. Про женщин я молчу, прилично одеваться призывает и государство, и общество.

      Удалить
    6. Насчёт старой литературы Общества во здесь посмотрите: http://dushelov.no-ip.org

      Удалить
    7. Пожалуйста, послушайте! Вот вся ПРАВДА И ИСТИНА про Организацию Сторожевой Башни:
      За кулисами Сторожевой Башни (аудио книга)
      http://www.youtube.com/watch?v=ZloTlvr4oGI#t=1457

      Удалить
  2. Да-а-а Джордж, параллели очевидны...Я думаю, в современном обществе официально не называют некоторые конфессии "тоталитарными" только из соображений политкорректности и для того, чтобы "не раскачивать лодку". Ведь религия - вещь о-о-чень деликатная.

    ОтветитьУдалить
  3. Хм, по-моему, описанное Вами суть реалии не только российские, но "постсоциалистические" (восточноевропейские). Да и факторы на пространстве от Будапешта и Варшавы до Владивостока и Магадана примерно одинаковые действуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не совсем так. В Польше, например, СИ открыто проводили свою деятельность ещё до перестройки и у них не было бурного роста девяностых. В Белоруссии же, напротив, после короткого периода свободы, вновь "гаечки подзатянули". Некоторые страны бывшего соц.лагеря стали членами Евросоюза, там сейчас и уровень жизни повыше и либеральные ценности прижились получше. В других бывших советских республиках: Азербайджан, страны средней Азии - сами понимаете, немного другие религиозные традиции. Так что ближе всех к ситуации СИ в России - Украина, но и в этом случае отличия имеются: в Украине, особенно в западной части, СИ действуют многие десятилетия и там как раз сформировались те самые "СИмейные кланы", о которых я говорю во второй части "РосСИйских реалий".

      Удалить